Гимнастика и упражнения для глаз для детей

Общая характеристика заболевания

Вероятно, любые родители замечали, что у младенца в первые месяцы жизни движения глаз словно бы плохо скоординированы: например, глаза иногда поворачиваются в разных направлениях, независимо друг от друга.

Это обусловлено тем, что как сами мышцы (любые, не только глазные), так и мозговой контроль их активности, развиты еще недостаточно: центральной нервной системе только предстоит научиться жить в сложном трехмерном мире, поглощая огромное количество поступающих извне сигналов и адекватно на них реагируя.

Независимые и асимметричные движения глазных яблок считаются нормальными на этапе бурного формирования тканей, органов и систем организма в период от рождения до шести месяцев. Но не позже.

В первые недели после рождения зрительные и двигательные функции каждого глаза развиваются автономно; как следствие, во взрослом мире нет ни одной пары глаз, которые видели бы абсолютно одинаково.

В возрасте 2-3 недель у младенца формируется способность к фиксации взора на объектах и к сопровождению движущихся предметов взглядом. Глаза могут поворачиваться вслед за объектом вполне синхронно, но на самом деле эти повороты пока независимы друг от друга.

Примерно к пятой неделе зрительно-аналитический центр мозга должен пытаться слить, объединить «трансляции» от каждого глаза в единое изображение. На этапе формирования зрелого бинокулярного зрения еще могут изредка появляться рассогласованные движения или положения глаз.

С трех месяцев ребенок, – при нормальном развитии зрительной системы, – уже уверенно фокусирует взор на объекте, может видеть и следить за ним обоими глазами одновременно.

Небольшое, малозаметное косоглазие на этом этапе может сохраняться и считается преходящим.

К пятому месяцу должно быть сформировано сложное взаимодействие между двумя глазами и мозгом, которое позволяет воспринимать мир как объемный, оценивать глубину пространства, разницу в расстояниях, перспективу и пр.

Но «взрослое» бинокулярное зрение окончательно развивается лишь к 10-12 годам. Поэтому реальное косоглазие, требующее внимания и помощи офтальмолога, должно быть выявлено, – и по возможности скорректировано, – как можно раньше.

Когда необходима гимнастика для глаз?

Родителям сложно понять, есть ли у ребенка проблемы со зрением и нужно ли принимать меры. Детский офтальмолог при стандартных осмотрах ребенка на протяжении первого года жизни может выявить какие-либо патологические нарушения зрения, но чаще зрение ухудшается в старшем дошкольном возрасте.

Чтобы не пропустить тот момент, когда зрение ребенка только начинает падать, необходимо принимать во внимание следующие моменты:

  • ребенок начинает щуриться, когда что-то рассматривает;
  • ребенок часто трет глаза;
  • у него снижается успеваемость при занятиях в детском саду и дома;
  • он становится невнимательным;
  • у него появляется неуверенность в себе, которая может проявиться в том, что ребенок будет отказываться делать какую-то поделку, либо участвовать в игре не потому, что ему лень, а потому что он считает заранее, что не сможет справиться с заданием и не достигнет хорошего результата.

Если относиться к приведенным выше симптомам серьезно, то, вовремя обратившись к врачу и начав заниматься с ребенком гимнастикой для улучшения зрения, можно в короткие сроки справиться с проблемой.

Причины заболеваний органов зрения

Зрение у детей может снижаться из-за воздействия разных факторов. Основные из них рассмотрены ниже.

Генетическая предрасположенность

Если у одного из родителей (или обоих) имеет место какая-либо офтальмологическая патология, то резко возрастает вероятность того, что у ребенка рано или поздно проявятся аналогичные проблемы. Поэтому не стоит ждать, когда у него начнет снижаться зрение. Следует посетить офтальмолога, чтобы предотвратить или выявить заболевания на ранней стадии.

Недозированная нагрузка на глаза

Это в наш век смартфонов и гаджетов – одна из самых распространенных причин снижения зрения у детей. В течение всего дня детские глазки подвергаются воздействию телевизора, компьютера, планшета, смартфона и т. п.

Также причиной может стать чтение на чересчур близком расстоянии от книги, при плохом освещении или при длительном отсутствии перерыва. Конечно, в основе этой проблемы лежит халатность родителей, которые по легкомыслию позволяют ребенку бесконтрольно пользоваться гаджетами или часами просиживать перед телевизором.

Детским глазам необходимо отдыхать и лучше, чтобы чередование нагрузок и отдыха было внутри определенного режима дня. Зрительное переутомление на начальных этапах проявляется головной болью, головокружением, нарушением сна, болью и печением в глазах.

Дефицит витаминов

Эта проблема также остро стоит среди большого числа школьников и детей более младшего возраста. Организация здорового детского питания имеет большое влияние на качество зрения и на здоровье в целом.

Ежедневный рацион ребенка должен в оптимальном количестве содержать все витамины и микроэлементы, необходимые для нормального развития детского организма. Если ребенок систематически с продуктами питания недополучает витамины группы A, B, D, а также цинк и железо, то со временем у него могут начаться проблемы со зрением.

Проблема эта сейчас довольно актуальна и связана в основном с тем, что у детей с самого раннего возраста, с попустительства родителей, формируется пристрастие к отнюдь не здоровой пище: разнообразному фастфуду, чипсам, кондитерским изыскам, сладким газированным напиткам и др. Естественно, такая еда не может содержать достаточного количества полезных веществ и витаминов, таких важных в детском возрасте.

Чтение в раннем возрасте

Немало пап и мам, которые всеми средствами стремятся привить своему чаду любовь к книгам в самом раннем возрасте, рассчитывая, что такая склонность малыша обязательно останется с ним на всю оставшуюся жизнь. Цель хорошая, но чаще бывает, что из-за этого ребенок приобретает стойкую зрительную дисфункцию.

Глаза детей раннего возраста (до 4-х лет) устроены так, что долгое чтение без перерыва очень быстро приводит к снижению зрения. В течение этого возрастного периода ребенок усваивает очень много информации, но она должна быть донесена до него в разных формах.

Болезни

Патологии позвоночника, центральной нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Как известно, в человеческом организме нет ни одной изолированной системы. Все влияет на все. Поэтому нередки случаи, когда снижение зрения связано с какой-либо органической патологией других органов.

Недостаточный уровень физической активности

Чтобы зрительная система нормально функционировала, необходимо, чтобы клетки и ткани регулярно насыщались достаточным количеством кислорода. Один из основных способов поддерживать уровень кислорода в тканях на достойном уровне – это сохранять физическую активность.

За последние годы уровень физических нагрузок у детей (особенно это касается городских жителей) в разы снизился. Это во многом связано с тем, что привычные подвижные игры не выдержали конкуренции с компьютером и телевизором.

Пренебрежение профилактикой

Когда жалобы ребенка, пускай, на первый взгляд, незначительные, остаются без должного внимания со стороны родителей, болезнь будет прогрессировать.

В большинстве подобных случаев за медицинской помощью обращаются тогда, когда зрение снижено в несколько раз

Поэтому важно при появлении первых симптомов нарушения зрительной функции у ребенка обращаться к офтальмологу

Профилактическая зрительная гимнастика

Предотвратить нарушения функций глазного аппарата легче, чем их потом лечить. Для этого необходимо проводить профилактическую зарядку для зрения во всех группах детских садов и школах. Упражнения нужно делать постоянно, чередовать их направленность. Методы профилактической гимнастики для зрения:

  • пальминг – глаза закрыты и прижаты ладонями на 30–40 секунд;
  • физминутка – зарядка от усталости глаз;
  • офтальмотренажеры – таблицы и картинки в электронном (презентации) или печатном виде;
  • релаксация – расслабление для отдыха зрения под музыку;
  • стереотренер – линейка с отверстиями, на конце которой подвешен шарик.

Чтобы дети младшей и средней групп занимались гимнастикой с удовольствием, их нужно замотивировать на зарядку для глаз. В этом воспитателям и учителям помогут следующие приемы:

  • стихи;
  • музыка для расслабления;
  • игры;
  • предметы разных цветов и форм;
  • картинки и плакаты со схемами для тренировки зрения;
  • книги или раскраски.

Для дошкольников

Зрительная гимнастика проводится 3 раза в день по 5 минут. Этого хватит, чтобы улучшить работу глазного аппарата. Если ребенок в дошкольной группе уже носит корригирующие очки с диоптриями «минус» либо «плюс», то их нужно снимать перед занятиями.

Разминка для глаз проводится с применением наглядного материала. Он служит ориентиром правильно выполняемого тренинга. Для корректирующей зарядки детей в подготовительной группе создается картотека «Гимнастика для глаз». Это комплекс упражнений, которые проводятся в игровой форме с применением картинок.

Гимнастика для дошкольников состоит из комплекса упражнений. К ним относятся:

  1. «Лабиринт». Для выполнения упражнения понадобится таблица с изображением разноцветных кругов, волнистых линий. Ребенок должен водить глазами по заданной траектории. Голова с шеей при этом остаются неподвижными. Время упражнения – 30–60 секунд.
  2. «Туда–сюда». Ребенок следит взглядом за яркой игрушкой. Сначала нужно поднять взгляд до упора вверх, затем плавно перевести вниз. Далее глаза двигаются в стороны – влево и вправо. Необходимо проделать упражнение по 4 раза – горизонтально и вертикально.
  3. «Часики». Ребенок сидит на стуле. Взрослый держит перед его лицом наручные часы с крупным циферблатом. Ребенку нужно называть время, при этом часы находятся на расстоянии 30–40 см от глаз. Затем циферблат медленно удаляется от детского лица на 1 и 1,5 метра. Длительность упражнения – 3 минуты.

Для школьников

Ребята 7–12 лет занимаются зрительной гимнастикой по 7–10 минут 2 раза в день. Желательно делать разминку каждые 2 часа после работы на компьютере или просмотра телевизора. Гимнастика для улучшения зрения проходит в положении сидя с прямой спиной.

Подростку следует объяснить, для чего выполняется полезная зарядка. Комплекс зрительной гимнастики для школьников:

  1. Вдохнуть, перевести взгляд до упора влево. Вернуть взгляд обратно при выдохе. Проделать аналогичные действия в правую сторону – 5–10 чередований.
  2. На вдохе свести глаза к кончику носа, задержать взгляд в течение 10–15 секунд. На выдохе – вернуться в исходное положение. Повторить движение 3–5 раз.
  3. Опустить взгляд вниз. Одновременно со вдохом медленно вести глазами по часовой стрелке. На воображаемой цифре 12 начать выдох и перевести взгляд в обратную сторону. Количество кругов – 7–10.
  4. Сфокусировать взгляд между бровей, затем вдохнуть полные легкие воздуха. Через 10–15 секунд выпустить воздух, возвращая взгляд в исходное положение. Повторять упражнение 3–5 раз.
  5. Вдохнуть и посмотреть в левый верхний угол стены. Выдохнуть и вернуть взгляд обратно. Без остановки проделать подобные действия с правым углом. Количество повторов – 10–12.

Причины

К основным причинам и факторам риска развития косоглазия относятся:

  • генетические факторы (наследственность);
  • недоношенность, вес при рождении до 2 кг;
  • патология нервной и мышечной систем (рассеянный склероз, миастения и пр.);
  • врожденные аномалии строения глаз, прежде всего глазных мышц;
  • рефракционная аномалия в выраженной степени (близорукость, дальнозоркость, астигматизм);
  • онкопатология нервной или зрительной системы;
  • катаракта;
  • травмы глаза;
  • инфекционно-воспалительные процессы в органах зрения;
  • системные эндокринные заболевания (например, ревматоидные артриты, сахарный диабет и др.).

Если в развитии ребенка присутствует хотя бы один фактор из перечисленных, вероятность формирования косоглазия существенно повышается. Такие дети относятся к группе риска и обязательно должны находиться под наблюдением офтальмолога.

Сыворотка и инъекция Dermaheal против мешков под глазами

Правила проведения

Проводить глазную гимнастику у детей необходимо с учётом индивидуальных особенностей, состояния их здоровья и возраста. Кроме того, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Упражнения должны проводиться регулярно, несколько раз на протяжении дня. В раннем дошкольном возрасте время одного занятия должно составлять 2-3 минуты, в старшем дошкольном и школьном – 4-5 минут.
  • Перед основной гимнастикой необходимо сделать небольшую разминку. Нагрузку на глазную систему следует повышать постепенно, увеличивая сложность упражнений. Комплекс подбирается с учётом возраста детишек. Начинать стоит с простых движений – зажмуривания, моргания, выпячивания, движения глаз по кругу, вверх-вниз, вправо-влево, постепенно усложняя задание во всевозможных сочетаниях.
  • Тренировку допускается проводить когда угодно – во время учёбы, в начале, середине, конце урока, на перемене или прогулке.
  • Глазная гимнастика для совсем маленьких проводится в игровой форме, с применением стишков, песен, потешек и т.д.

Перед началом тренировки необходимо принять расслабленное положение, выпрямить шею и спину, голова должна быть неподвижной.

Предметы, выбранные для тренировки, следует показывать медленно. Рисунок должен быть ярким и крупным, и располагаться чуть выше головы детей, а также соответствовать тематике урока. К примеру, при изучении насекомых ориентиром может служить фигурка разноцветной бабочки.

Детки, имеющие плохое зрение, должны сидеть или стоять рядом с педагогом, другие располагаются чуть дальше.

Комплекс гимнастики для глаз для детей

В современном мире очень трудно избежать вредного влияния окружающей среды на органы зрения, ведь дети уже с раннего детства приучаются ежедневно смотреть телевизор или играть на планшете. Именно поэтому тренировку необходимо начинать как можно раньше, уделяя простым упражнениям по несколько минут в день.

Для малышей 2-3 лет

Зарядку с малютками 2-3 лет следует проводить эмоционально, включая игровые моменты.

Тренировка начинается с простых движений. Сложность упражнений должна увеличиваться постепенно и не провоцировать у малыша неприятных или болезненных ощущений. После того как он освоит простые задания, вводятся более сложные:

  • Вначале взрослому рекомендуется самостоятельно помассажировать, размять и погладить глазки сына или дочери, сопровождая свои движения забавными стишками.
  • В возрасте 2-3 года кроха уже в состоянии повторить действия взрослого. Малыша усаживают рядом с собой и просят повторить быстрое движение взглядом влево-вправо, вверх-вниз, а также похлопать себя по векам пальцами. Ещё одно несложное упражнение – частое моргание, а также ведение взгляда по кругу. Такая разминка может проводиться несколько раз в день.
  • Для длительного занятия потребуется предварительно подготовить разноцветные фигуры (прямоугольник, овал, круг, треугольник) разных цветов и размеров. Фигуры следует показывать поочерёдно. Взрослому необходимо водить пальцем по углам фигурки или по кругу, предложив малышу проследить за движением. Тренировку следует сопровождать весёлыми стишками или песнями, которые обязательно понравятся юному ученику.

Малышам 3-4 лет

Проводить зарядку с 3-4-летними детишками следует, также начиная с простой разминки: движений глазными яблоками вверх-вниз, в стороны, после чего вводить более сложные упражнения:

  • Ребёнку предлагается зажмуриться, досчитать до 5, после чего широко открыть веки.
  • Руку вытянуть вперёд, сосредоточив взгляд на указательном пальце, медленно приблизить её к лицу, не отрывая взгляда, дотронуться до носа, после чего не спеша отдалить руку.
  • Ещё одна увлекательная игра – превращение в животных: малыши должны пофантазировать и изобразить котика, филина и т.п. В процесс необходимо включить органы зрения: глядеть по сторонам, щуриться, вращать глазными яблоками, выпячивать глаза.
  • Детишкам 4 лет можно предложить мысленно нарисовать глазками простую геометрическую фигуру, например, квадрат или кружок.
  • Рисование носом. Ученики пробуют нарисовать фигурку, картинку или игрушку в воздухе, обводя её носом.

Для детей 5-7 лет

Для детей дошкольного возраста рекомендовано выполнять следующие упражнения:

  • «Далеко-близко». Малыш встаёт возле окна, поочерёдно рассматривая близко расположенный предмет, после чего переводит взгляд на объект, находящийся вдали. Занятие повторяют 7 раз.
  • Дошкольнику предлагается мысленно представить цифру 8 и нарисовать её взглядом. При затруднении используется рисунок цифры. Восьмёрку можно положить на бок, в виде знака бесконечности. Повторить 7 раз.
  • «Крестики-нолики». Взгляд помещают в левый верхний угол помещения, после чего переводят на правый нижний. Затем с правого верхнего смотрят на левый нижний, после этого совершают движение глазными яблоками по кругу. Данный комплекс выполняют несколько раз.
  • Движение по циферблату. Детки останавливают взгляд на каждой цифре настенных часов по 1-2 секунде. Повторить против часовой стрелки.
  • Отдохнуть глазам поможет прикрытие век на 15 секунд. Открыв глазки, быстро поморгать, досчитав до 5. После двухсекундного перерыва повторяют ещё несколько раз.

Упражнения для глаз для школьников

С началом школьной жизни ребенок становится серьезнее¸ ответственнее и рассудительнее. Кроме того, малыш чувствует себя взрослым, поэтому зарядка под стишки-потешки становится неактуальной: требуются более серьезные и сложные задания. Я – Родитель подобрал три эффективных упражнения, которые будут интересны школьникам младших, а иногда и старших, классов.

Упражнение 1. Домик из ладошек

Упражнение направлено на улучшение кровоснабжения.

В видео-лекции «Очки пора снимать» Владимира Жданова это упражнение называется «пальминг». Оно рекомендовано в качестве разминки перед основной зарядкой для глаз, а также для расслабления глазных мышц. Врачи-офтальмологи рекомендуют выполнять это упражнение через каждые полчаса работы за компьютером, чтения, просмотра телевизора.

Сделайте упражнение сами, а потом покажите технику выполнения ребенку.

Сложите ладони крест-накрест так, чтобы перекрещивались только пальцы. Получившийся «домик» из ладоней «наденьте» на переносицу. Таким образом, глаза должны оказаться под выемками в ладонях, а скрещенные пальцы – на лбу. Руки должны плотно прилегать к лицу, не пропуская света.

Теперь, когда глаза находятся в абсолютной темноте, начинайте «рисовать» глазными яблоками цифры и буквы. Для разнообразия можно сделать базовые движения: частое моргание, движения влево-вправо, вверх-вниз.

Время этой разминки составляет от одной до двух минут.

Упражнение 2. Воображаемая картина

Упражнение для улучшения «аккомодации» – способности четко видеть предметы, находящихся на разном расстоянии от глаза.

Это упражнение рекомендовано для детей школьного возраста, а также для взрослых. Оно не только улучшает зрение, тренирует все мышцы глаза, но и способствует развитию фантазии и воображения, что особенно актуально, когда речь идет об учениках начальной школы.

Вместе с ребенком на листе ватмана нарисуйте картину: песчаный берег, море, вдалеке виднеются скалы, на волнах покачивается кораблик

Уделите внимание и мелким деталям: птицы в небе, камушки на берегу, барашки волн

Когда заготовка будет готова, прикрепите ее на стену и предложите ребенку всматриваться в нарисованную картину, разглядывать прорисованные мелочи, а также додумывать что-то свое. Позже, когда ребенок научится представлять морской берег без вспомогательных материалов, картину можно убрать.

Время выполнения упражнения не должно превышать пяти-семи минут. Если ребенок заскучает раньше, занятие следует прекратить.

Упражнение 3. Рисуем носом

Упражнение на снятие напряжения с глаз и шеи.

Глаза – не единственное уязвимое место школьников. Долгое сидение за партой способствует ухудшению кровотока в области шеи, из-за чего возникают напряжение и даже боль, что в том числе влияет и на зрение. Предотвратить эти неприятные последствия поможет простое упражнение.

Предложите ребенку носом нарисовать в воздухе какой-либо предмет или букву. Попробуйте угадать, что было нарисовано. Детям очень нравятся такие задания, поэтому гимнастика получится не только полезной, но и приятной.

Зрительная гимнастика проста, но полезна. Дети, которых приучили заниматься ей с раннего возраста, не знают проблем со зрением позже, когда нагрузка на глаза значительно возрастает. Особое достоинство упражнений в том, что они не требуют много времени: всего девять минут в день – три раза по три минуты, – и ребенок будет застрахован от перспективы надеть очки в молодом возрасте.

Мария Помозова

Состояние иммунитета ребенка

Иммунитет – это способность организма противостоять различным заболеваниям. Насколько силен иммунитет вашего ребенка? Ваш малыш часто болеет? Или все эпидемии проходят для него незамеченными? Пройдите тест и получите рекомендации специалистов.
Пройти тест

Детское зрение

Оглавление

Большую часть личного времени дети проводят за играми в планшете, на телефоне, компьютере, и при этом взгляд длительное время направлен на предмет, расположенный в непосредственной близости. Необходимость смотреть по сторонам, вдаль практически отпадает и начинаются структурные изменения. Для снижения нагрузки родителям следует нормировать время игр и просмотр телепередач, которые требуют фиксации зрения в одной точке на одном и том же расстоянии. И обязательно после этого проводить гимнастику для снятия напряжения с органа зрения.

В качестве профилактики заболеваний глаз и их лечения в комплексной терапии офтальмологи рекомендуют использовать гимнастику для школьников для глаз, которая поможет расслабиться мышцам после длительной нагрузки, улучшит кровообращение и поможет укрепить мышечные волокна. Для профилактических занятий практически не имеется противопоказаний и этим можно заниматься, начиная с детского сада, постепенно вводя их в привычку. Проводить гимнастику можно в игровой форме с использованием стишков или прибауток.

В настоящее время офтальмологами зафиксирован значительный рост болезней глаз у детей младшего и среднего школьного возраста, которые ранее наблюдались только у пожилых людей. В первую очередь это связывается с увеличением нагрузки на неокрепшие мышцы глаз. К основным проблемам относят развитие астигматизма, косоглазия, миопии, близорукости и другие болезни.

Ссылка на основную публикацию